Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Средства обучения и воспитания ДОО
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются
важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной
базы ДОО. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства
обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты— цели,
содержание, формы, методы.
Средства обучения— это объекты, созданные
человеком, а также предметы естественной природы, используемые в
образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента
деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения,
воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства
обучения на следующие виды:
- печатные
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные
образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиовизуальные
(слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы,
учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные
доски);
- демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели
демонстрационные);
- учебные
приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- спортивное
оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Также есть и иной подход к типологии средств обучения
(Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на
материальные и идеальные.
Идеальные средства обучения– это те усвоенные
ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых
знаний.
Материальные средства обучения– это физические
объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные
пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные
пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- проекционный
материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают
современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные
образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства
мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет
возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное
использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных
для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание,
поведение ребёнка через визуальную, кинестетическую системы восприятия в
образовательных целях;
- учет
дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,
доступности и т.д.);
- сотворчество
педагога и обучающегося;
- приоритет
правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду
для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с
ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических
ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных
задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного
процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности
взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не
только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных
моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции
образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в
ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания
осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная
деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей
степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного
образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам,
гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. С более подробной
информацией о средствах обучения и воспитания, используемых в образовательной
деятельности учреждения Вы можете познакомиться, посмотрев документ
(приложение).
Оборудованные учебные кабинеты
Предметно – развивающая среда |
||
Центр «Физкультура и здоровье» |
Расширение индивидуального двигательного опыта в
самостоятельной деятельности, привитие основ здоровьесбережения. |
- оборудование для прыжков - для катания, бросания, ловли - атрибуты к подвижным и спортивным играм - тематические альбомы о спорте и здоровом образе жизни |
Центр «Природа» |
Расширение познавательного опыта, его использование в
трудовой деятельности |
- календарь природы, - комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями, - сезонный материал, - стенд со сменяющимся материалом на экологическую
тематику, - макеты, - литература природоведческого содержания, набор картинок,
альбомы, - материал для проведения элементарных опытов, - обучающие и дидактические игры по экологии, - инвентарь по уходу за растениями, - природный и бросовый материал. - материал по астрономии (ст. подг. гр.) |
Центр «Развивающие игры» |
Расширение познавательного, сенсорного опыта детей |
- дидактический материал по сенсорному развитию, - дидактические игры, - настольно-печатные игры, - познавательный материал, - материал для детского, экспериментирования |
Центр «Строительство» |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. |
- напольный строительный материал; - настольный строительный материал - пластмассовые конструкторы (младший возраст - с крупными
деталями) - конструкторы с металлическими деталями - старший возраст - схемы и модели для всех видов конструкторов – старший
возраст - мягкие строительно- игровые модули- младший возраст - транспортные игрушки |
Центр «Игровая зона» |
Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление
жизненного опыта. |
- Атрибутика для сюжетно ролевых игр по возрасту детей
(«Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта» и др.) - Предметы - заместители |
Центр «Уголок безопасности» |
Расширение познавательного опыта, его использование в
повседневной Деятельности. |
- дидактические, настольные игры по профилактике ДТП, - макеты дорог, - дорожные знаки, - литература о правилах дорожного движения и безопасного
поведения |
Центр «Центр Родины» |
Расширение знаний детей о Родине, формирование патриотических
чувств, накопление познавательного опыта детей |
- Государственная символика (РФ, РС (Я), - наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и
др. - предметы народно - прикладного искусства, - предметы быта народов России, республики Саха (Якутия) - детская художественная литература |
Объекты для проведения практических занятий
Центр «Творческая мастерская» |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.
Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. |
- бумага разного формата, разной формы, разного тона, - достаточное количество цветных карандашей, красок,
кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки), - наличие цветной бумаги и картона, - достаточное количество ножниц с закругленными концами,
клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации, - бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.), - место для сменных выставок детских работ, совместных
работ детей и родителей, - альбомы – раскраски, - наборы открыток, картинки, книги и альбомы с
иллюстрациями, предметные картинки, - предметы народно – прикладного искусства |
Библиотека
Центр «Книжный уголок» |
Формирование умения самостоятельно работать с книгой,
«добывать» нужную информацию. |
- детская художественная литература в соответствии с
возрастом детей, - наличие художественной литературы, - иллюстрации по темам образовательной деятельности по
ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой, - портрет поэтов, писателей (старший возраст), |
Объекты спорта
В саду имеется Физкультурный зал площадью 4.8 кв. метров. Имеются в зале тренажеры детские "Гребля"-2 шт, "Бегущий по волнам"-1шт, спортивные оборудование- маты, обручи, мячи, кегли, баскет.сетка и прочее.
Музыкальный зал Физкультурный зал |
-Непосредственно образовательная деятельность - Утренняя гимнастика - Досуговые мероприятия, - Праздники -Театрализованные представления -Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей -Кружковая дополнительная работа - Прогулки в зимнее время |
-Музыкальный центр -стулья детские; -Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания,
равновесия, атрибуты для спортивных упражнений: -мат гимнастический, -корзина баскетбольная, · канат для перетягивания, · мат гимнастический, .тренажоры . коврики массажные, мешочки для метания, · лента гимнастическая на палочке, · гантели, · мешки для прыжков,, · конь – скакалка на деревянной палочке, · палочки эстафетные, · туннель из пяти дуг, · коврик ребристый, · набор разноцветных
следочков, · змейка – шагайка, · мячи, · обручи, · флажки на растяжке. |
Средства обучения и воспитания
Центр «Творческая мастерская» |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.
Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. |
- бумага разного формата, разной формы, разного тона, - достаточное количество цветных карандашей, красок,
кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки), - наличие цветной бумаги и картона, - достаточное количество ножниц с закругленными концами,
клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации, - бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.), - место для сменных выставок детских работ, совместных
работ детей и родителей, - альбомы – раскраски, - наборы открыток, картинки, книги и альбомы с
иллюстрациями, предметные картинки, - предметы народно – прикладного искусства |
Условия питания обучающихся в учреждении
Пищеблок |
- Приготовление и раздача продуктов питания - Мытье посуды пищеблока |
- Холодильники 1 - столы разделочные 3 - моечные ванны 3 - плиты – 2 - шкафы жародуховые 1 - стол для раздачи 1 - полки – стеллажи железные для кастрюль, тазов, мисок2 - шкаф для хранения хлеба 1 - стол для персонала пищеблока 1 -мясорубка электрическая 2 - сковорода |
Условия охраны здоровья обучающихся
Медицинский кабинет |
- Осмотр детей, консультации медсестры, врачей; - Консультативно-просветительская работа с родителями и
сотрудниками ДОУ |
Медицинский кабинет, бесконтактный термометр2шт, стол мед,
шкаф для хранения медикаментов, холодильник. .имеется изолятор на 3 чел |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Кабинет заведующей |
- Прием, консультация, беседа с родителями (законными
представителями) и прочими посетителями - Работа с документацией - Прием, консультация, беседа с педагогами - Заседания административного совета - Хранение учредительных и прочих документов |
- Шкаф офисный для хранения учебной литературы - ПК, - принтер лазерный черно- белый, - ноутбук - телефон -телефон/ факс - шкафы с документацией, методической литературой 3 шт. - стол письменный, - тумба мобильная 2 шт. - стул офисный 2 шт. - - сеть интернет |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Методический кабинет |
- Методическая работа воспитателя - Совещания, заседания педагогического совета,
педагогического коллектива и других объединений и групп. - Совещания, заседания Управляющего совета - Работа воспитателя - Хранение методической литературы, наглядных пособий,
раздаточного материала |
- Принтер лазерный (МФУ), Принтер струйный (цветной), - оборудования для работы с
полиграфией (брошюровщик, ламинатор), - Деловая зона: стол заседаний, библиотека, шкафы с
наглядным, раздаточным материалом, игрушками, пособиями - Рабочая зона воспитателя: шкаф для одежды, шкафы для
хранения документации и методической литературы, ПК 1. |