26.02.2020
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде
всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского
разума»
В. Сухомлинский.
Кружок «Росинка» имеет
экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического
образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия
экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают
углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания
человечества.
Так как проблемы экологии в
последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей
в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с
детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить
любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими
в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний
новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность,
бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем,
предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная
и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка
легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программа
дополнительного экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Е.Ю.Борзовой «Экологическое лукошко», которая предполагает формирование у
детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам,
которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве и
формирование у дошкольников экологической культуры посредством их приобщения к
ценностным основам отношения к природе.
Основная цель работы
кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность
понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Росинка» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с
природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об
окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития
экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и
творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и
эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным
окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды, развитие
чувства первооткрывателя.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные
методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные
методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые
методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых,
дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические
методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое
внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью
знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние
деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое
направление -
изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края,
связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа
на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское
направление осуществляется
в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1. Должен знать и соблюдать
элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с
растениями и животными)
2. Проявление интереса,
доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу,
бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Росинка»
2019-2020 учебный год
Тема |
Задачи |
Содержание |
«Цветы на осеннем участке» |
Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему
виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах
осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых
цветов. |
Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
«Осенний урожай» |
Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об
уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей
словами, обозначающими овощи и трудовые действия. |
Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что
растет на грядке?» |
«Осень в белые туманы» |
Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить
познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно,
густой покров. |
Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок,
наблюдение. |
«То березка, то рябинка» |
Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев,
сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. |
Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево»,
загадывание загадок, наблюдение |
«Растения и животные» |
Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как
растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки
растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения
растений и животных; развивать познавательный интерес к природе |
Д/игра «Два царства»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра
«Растение или животное?»; Д/игра «Путаница» |
«Что растения под землёй прячут?» |
Выяснить значение корня для растения; познакомить детей с видоизменениями
корней в связи с условиями внешней среды; учить приёмам предметно –
схематического моделирования посредством соотнесения корней разнообразных
растений с условными знаками – символами. |
Беседа; рассказ о разнообразии корней; Д/игра «Вершки и корешки»;
рассматривание гербария; посадка лука. |
«Зачем растениям стебель (ствол)?» |
Расширять представления детей о стебле, его функциях и видоизменениях;
познакомить со значением коры и способом определения возраста дерева; выявить
отличительные особенности стебля и ствола; продолжать развивать способности к
моделированию посредством соотнесения разнообразных растений с условными
знаками – символами. |
Беседа; чтение сказки «Чей стебель лучше?»; опыт «Запасливые стебли»,
поисковая деятельность. |
«Тайна зелёного листа» |
Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего
живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями
внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений. |
Беседа; опыт «Бережливые растения»; опыт «Как листья становятся питанием
для растений?»; рассказ |
«Письмо для Дедушки Дерева» |
Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в
связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять
обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к
предметно – схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность,
бережное отношение к деревьям как живым существам; создание эмоционального
комфорта и удовлетворения |
Загадка; беседа; д/игра «Что сначала? Что потом?»; анализ; релаксация «Я
– живое дерево»; чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые
руки» |
«Для чего растениям цветы?» |
Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями;
дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы,
обозначающие цветок. |
Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»;
рисование условных обозначений,; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…» |
«Семена – дети растений» |
Показать детям чудо произрастающего семени, многообразие семян и способы
их распространения; развивать умение моделировать условия, необходимые для
прорастания семян. |
Демонстрация коллекции семян; рассматривание проросшей фасоли; чтение
рассказа «Цветок»; игра «Живая дорожка» |
«Грибное царство» |
Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и
жизни человека; продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы;
сформулировать правила сбора грибов. |
Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила
сбора грибов, игра с мячом. |
«Гости из далёких стран» |
Познакомить детей с родиной некоторых комнатных растений; дать
представление о светолюбивых, влаголюбивых теневыносливых, засухоустойчивых
комнатных растениях, их отличительных признаках; учить различать комнатные
растения, запоминать их названия; уточнить правила ухода за комнатными
растениями. |
Наблюдение, беседа, д/игра «Найди растение», рассказ о разных комнатных
растениях |
«Зелёный доктор» |
Познакомить детей с лекарственными свойствами растений, формировать
умение детей отличать их от простых растений |
Загадки, беседа, чтение стихотворения Л.Герасимова «Подорожник»,
рассматривание гербария |
Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам;
обратить внимание детей на сходство и различия между ветками разных деревьев,
на цвет, форму и расположение почек на них. |
Беседа, наблюдение и сравнение веточек разных деревьев, загадка,
исследование «Строение почки» |
|
«Лягушки» |
Расширять представление детей об образе жизни лягушек; познакомить со
стадиями развития лягушек, с пищевыми пристрастиями, ролью в природе;
воспитывать доброжелательное отношение к земноводным |
Беседа «Что вы знаете о жизни лягушек?», рассказ воспитателя о лягушках,
физминутка «Мы весёлые лягушки», д/игра «Что сначала? Что потом?», д/игра
«Продолжи фразу» |
«Пернатые друзья» |
Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду,
группировать их «зимующие» и «перелётные»; уточнить представления о жизни
зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы; доказать
необходимость заботы о птицах в это время года. |
Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение
рассказа М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам
зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?» |
«Птичья столовая» |
Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в
полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать
возможность почувствовать значимость собственного труда. |
Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой», ручной труд, чтение
стихотворения «Кормушка» |
«Дятел» |
Расширять представления детей о жизни дятлов: разнообразии видов,
особенностях добывания пищи, обустройстве жилища; развивать познавательный
интерес, способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать
любознательность. |
Загадка о дятле, рассматривание иллюстрации «Дятел», чтение рассказа Т.Д.
Нуждиной «Дятел», беседа «За что мне нравится дятел?», |
«Журавль и цапля» |
Расширять представления детей о жизни болотных птиц: их образе жизни,
особенностях добывания пищи, сезонных приспособлениях; учить различать птиц
по внешнему виду; развивать способности к моделированию признаков и понятий;
воспитывать любознательность. |
Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, использование худ.
слова, беседа об особенностях жизни |
«Воробей и синица» |
Расширять представления детей о жизни птиц – соседей человека – воробьёв
и синиц: месте обитания, характере пищи, сезонных приспособлениях; развивать
способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать
любознательность. |
Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Воробей – наш частый гость»,
рассказ воспитателя, чтение «Большая синица» |
«Сова и попугай» |
Углубить познания детей о жизни птиц; развивать аналитические способности
детей путём сравнения внешнего облика птиц, объяснения причин местообитания,
строения клюва, ног; воспитывать любознательность, доброжелательное и
заботливое отношение к пернатому питомцу. |
Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за попугаем. Чтение
стихотворения Л.Новикова «Попугай», сравнение совы и попугая |
«Кукушка» |
Познакомить детей с кукушкой: особенностями жизни, характере пищи,
отсутствием заботы о потомстве; доказать её принадлежность к перелётным
птицам, обосновать роль птицы в природе; воспитывать нравственные качества |
Д/игра «Отгадай по описанию», рассматривание иллюстраций, беседа «Что вы
знаете о кукушке?», чтение рассказа «Кукушка» Т.Д.Нуждиной |
«Мастера без топора» |
Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд; познакомить
со способами строительства гнёзд птицами и используемыми при этом
материалами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда; воспитывать
экологическую грамотность. |
Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа |
«Нелетающие птицы» |
Расширять представления детей о птицах; познакомить с нелетающими птицами
и их приспособленностью к условиям среды обитания; развивать навыки
элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. |
Беседа «Кто такие птицы?», рассматривание энциклопедии, рассказ
воспитателя, д/игра «Угадай, что за птица?» |
«Крылья, ноги и хвосты» |
Обобщить представления детей о многообразии и функциональном
предназначении для птиц крыльев, ног и хвоста, познакомить с видами и
строением перьев, систематизировать представление детей о птицах. |
Беседа «Для чего птицам крылья, ноги и хвост?», рассматривание перьев,
рассказ воспитателя, д\игра «Крылья, ноги и хвост» |
«Маленькие волшебники» |
Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений,
совершенствовать умения детей в посеве семян, выращивании рассады,
воспитывать желание ухаживать за растениями. |
Беседа, рассматривание семян, посев семян. |
«Воздушный океан» |
Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре,
рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое
мышление. |
Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа. |
«Кому нужна вода?» |
Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни
человека и живых организмов, дать представления об основных причинах
загрязнения воды, его последствиях. |
Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт,
составление рассказа. Рисование природоохранных знаков |
«Что такое почва?» |
Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать
представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений,
познакомить с животным миром почвы |
Загадывание загадок, сравнение, беседа «Для чего нужна почва?»,
продуктивная деятельность |
«Путешествие по глобусу» |
Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать
элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать
бережное отношение к Земле – своему дому. |
Беседа, рассматривание глобуса, рассказ воспитателя, знакомство детей с
картой |
«Сбережём удивительный мир растений и животных» |
Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей
бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную
отзывчивость. |
Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?»,
чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами» |
«Солнышко на травке» |
Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме
соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать
у детей интерес к живым цветам. |
Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность |
«Кто живёт в пруду?» |
Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями,
растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить
представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода,
камни, растения, которые приспособились жить в воде. |
Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра
«Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?».. |
«Цветущие деревья» |
Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния
плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи:
изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям,
бережное отношение и заботу. |
беседа о яблони, вишни, сирени. д/игра «От какого дерева цветок, игра - имитация «Собери нектар» |
«Что такое облака, дождь, гроза?» |
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических
разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время
грозы. |
Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. |
«Песочные фантазии» |
Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в
изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с
моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную
чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей |
Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна»,
пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность
детей |
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Юный
эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.:
Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
2. Экологическое воспитание
дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор
составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
3. Николаева С.Н. Методика
экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших
групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.-
М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
4. Зубкова Н.М. Воз и
маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
5. Организация деятельности
детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г.
С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
6. Борзова Е.Ю.
Экологическое лукошко. Программа дополнительного экологического образования
детей дошкольного возраста: - Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010. – 136с.
7. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html